Коллекционер неподвижного кино

Диафильмы — статичные видеокомиксы, ушедший в историю уникальный мультимедийный формат. Но у этой истории тоже есть свой хранитель — F5 побывал в гостях у коллекционера диафильмов Константина Тарновского.

Диафильмы — статичные видеокомиксы

— Такой вид мультимедиа, как бы его назвали сегодня, в прежнее время был распространен не повсеместно, — рассказывает московский коллекционер Константин Тарновский. Диафильмы были известны и популярны в СССР, социалистической Европе и почему-то в США. А вот в западной Европе они как-то были не в ходу. В СССР диафильмы появились в 30-х годах, а наибольшую популярность отечественные «видеокомиксы» приобрели после 50-х. Кстати, любопытный факт — несмотря на то, что диафильмы делаются на той же пленке, что и кинофильмы, в СССР цвет в диафильмах появился раньше, чем в кинематографе!

Отбор художников на студию «ДиаФильм» был чрезвычайно жестким — диафильмы рисовали, без сомнения, лучшие из лучших. Что, кстати, не совсем понятно — на кой там лучшие художники? Ведь при существовании полноценного кино и мультипликации диафильмы на их фоне выглядят эдакой «мультимедией второго сорта»… Да, у большинства из нас диафильмы ассоциируются исключительно с незамысловатым детским развлечением — на эту тему, как правило, все и ностальгируют. А на самом деле студия «ДиаФильм» выпускала пленки в десяти разных категориях, и лишь одна из них, восьмая по счету, была детской! Диафильмы делились на политико-агитационные, образовательные, военно-просветительские, по мотивам художественного и документального кино, для музеев и т.д. Разумеется, на первом месте стоял пропагандистский момент, и для этого-то и требовались лучшие кисти Союза. В общем, все было очень серьезно и неподеццки.

Диафильмов производилось в год очень много, как главной московской студией, так и филиалами в союзных республиках. Каждый год студия выпускала толстый каталог, который рассылался по магазинам. В нем были переиздаваемые год за годом успешные и востребованные диафильмы, а также новые. Что было популярным? Например, диафильмы типа «Затерянного мира» по роману Артура Конан-Дойля. Эта лента, нарисованная замечательным советским художником Шевченко, вышла в 1969 году и успешно переиздавалась вплоть до 1991-го! Собственно, с нее и началось мое увлечение диафильмами, а также коллекционирование пленок и проекторов.

Диафильмы и проекторы

— Насколько сложно и затратно коллекционировать подобные вещи?

— Диафильмы и проекторы — это, конечно, не яхты и не автомобили. С ними проще, тем более что тусовки коллекционеров, как это существует в мире монет, марок или иных подобных хобби, как бы и нет — нас буквально единицы. Многое можно находить за вполне разумные деньги — сотни, тысячи рублей. Источники пополнения коллекции — «блошки» типа «Верника» или платформы Марк, газетные объявления, «Из рук в руки», Интернет.
С десяток моделей самых массовых проекторов можно купить с рук без малейшего труда или даже найти даром с пленками в придачу, что, собственно, и делают люди, желающие просто вспомнить детство. Но при этом множество моделей найти гораздо сложнее. Существуют проекторы зарубежного производства, а также дорогие и редкие отечественные аппараты, которые и сейчас могут стоить весьма недешево. Хотя и на ширпотребные проекторы порой денег уходит изрядно. Попадаются разукомплектованные от времени аппараты, и чтобы в итоге собрать один, приходится добывать несколько. Или вроде бы модель уже есть в коллекции, но постоянно покупаешь новые аналогичные — в лучшем состоянии, чем те, что у тебя есть. Или всю гамму цветов корпуса собрать — модель одна, а экспонатов в коллекции получается десяток. Или продает человек диапроектор с коробкой пленок, а тебе нужны только один-два редких диафильма — вот и приходится покупать весь комплект.
Сейчас у меня в коллекции около 80 различных проекторов производства СССР и бывших соцстран, не считая дублей.

— Что делаете с таким количеством лишней техники?

— Меняю и продаю понемножку. Я, в сущности, в Москве, да и в стране — единственный такой своеобразный «коллектор» для этой техники: если кто-то интересуется диафильмами, он в итоге на меня выходит. Много людей даже из-за границы пишут, просят выслать проектор и пленки — высылаю. И в Европу уже отправлял, и в США, и в Канаду, и в Израиль, и даже в Австралию. Что это за публика? Да, как правило, бывшие наши — те, кто ностальгирует или хочет детей позабавить. А у американцев и своих ностальгических фетишей полно.
Последний раз в Италию высылал проектор 1956 года выпуска, но НОВЫЙ! В коробке, с чеками, бумажками. Кто-то когда-то купил, а аппарат так и провалялся где-то на антресоли. Недавно Леонид Ярмольник приезжал — купил ФД-2 — вот такой же, только зеленый. Сказал, кому-то в подарок.

ы

— Что интересного в диапроекторах есть с технической точки зрения? Или они различались только формой корпуса?

— Большинство диапроекторов действительно не сложны по конструкции — корпус, лампа, простенький объектив — они и в годы своего выпуска стоили недорого (от 6 рублей), да и сейчас не представляют особой ценности для тех, кто от них избавляется. Хотя, конечно, существуют и весьма навороченные, качественные аппараты. Выпускались звуковые диапроекторы — совмещенные с проигрывателем виниловых пластинок и с магнитофонами, со шнуровыми пультами для «перелистывания» кадров, с мощнейшими лампами, дающими яркую, насыщенную картинку. В свое время они стоили 200-260 рублей — полторы-две зарплаты инженера!
Кроме стационарных вариантов диапроекторов, размером приблизительно с коробку от обуви, существовали весьма компактные модели размером с пару кулаков, и даже мобильные, карманные. Они не требуют электричества и не имеют лампы, представляя собой, в сущности, коробочку с глазком для просмотра с одной стороны и окошком для света — с противоположной. Поднеся устройство к глазу и прокручивая ручку, можно было смотреть диафильм практически в любом месте — импровизированный «мультимедийный плеер».

— А что среди диапроекторов может считаться самой большой редкостью, эдаким, как сказали бы филателисты, «Голубым маврикием»?

— Ну, достаточно редким можно назвать проектор для стереодиафильмов с объемным эффектом — как сегодняшнее 3D-кино. Единственная модель такого отечественного проектора была выпущена тиражом всего около тысячи штук, и найти подобный весьма непросто. В нем использовалась поляризационная технология — заряжаются одновременно две пленки, два поляризационных объектива, две лампы. В итоге два изображения проецируются одновременно на экран, а зритель рассматривает их в очки с поляризационными стеклами — для одного глаза вертикальная поляризация, а для другого — горизонтальная. Каждый глаз видит только то, что ему предназначено, а мозг «дорисовывает» объемную картинку. Эти диапроекторы были рассчитаны на самостоятельное изготовление стереодиафильмов, как хобби, и для них предназначался специальный двухобъекивный фотоаппарат. Вот таких проекторов у меня аж два, а за фотоаппаратом (который тоже был выпущен тиражом около 1000 штук) я специально ездил на Украину, отдал за него около $1000.

P.S.
Да, сегодняшний цифровой мир обрушивает на нас лавину сложновизуальной информации, вынося мозг 3D-играми и прочими аватарами. Однако те, кто «родом и СССР», кто, направив в потолок проектор, украдкой смотрели диафильмы, после того как родители отправили спать, кто помнит запах нагретой пленки и лучики, выбивающиеся из щелястого корпуса дешевенького проектора, несомненно, оценят труд коллекционера, который бережно сохранил целый пласт нашей с вами истории. И очень хочется, чтобы когда-нибудь жизненные обстоятельства все же позволили Константину реализовать его давнюю мечту. И музей диафильмов распахнул бы свои двери!
источник f5.ru

10 комментариев

avatar
Лежит у меня дома один проектор, названия правда не помню, племянникам пленки иногда крутим, да детство вспоминаем
avatar
Много у Вас пленок осталось?
avatar
diafilms.com/
Здесь много есть.
avatar
нуу, пленок 30 наверно будет, сказки в основном, «мультики»
avatar
У меня диафильмов сотни три (60-80 годов). Увы, цветные пленки быстро выцветают. Только на пленке ORWO сохраняемость хорошая. Купил недавно сканер. Буду пытаться сканировать диафильмы. Сайтов, где можно посмотреть диафильмы (на компе) много, но качество сканирования очень плохое. И практически совсем не реставрирует никто изображение. Я планирую после сканирования заняться реставрацией (удаление царапин и по-возможности цветокоррекция), а потом или создам свой сайт, или буду предлагать архивы картинок на уже имеющиеся. Впрочем, я сомневаюсь, что это кому-то реально надо. В моем детстве редко показывали мультики по ТВ, а книг с цветными картинками было не купить. И такой «домашний кинотеатр» играл огромное значение в эстетическом и эмоциональном воспитании детей 60-70 годов. Но уже моя дочь (сейчас ей 25) не сильно интересовалась диафильмами, которые я пытался ей показать. А современные дети при наличии доступа в Инет и возможности скачивания любых мультиков, вообще вряд ли заинтересуются статичными блеклыми старыми картинками. Увы, удел диафильмов — лишь теплые воспоминания детей середины прошлого века…
avatar
Очень интересно, спасибо! Мы не так давно вспоминали диафильмы, но т.к. аппарат где-то глубоко на антресолях, ограничились онлайн-просмотром. :)
avatar
А запасные части не подскажете где достать? Интересует объектив от ФД-2.
avatar
Наверное только у таких вот коллекционеров, ну, или на барохолке где старинные вещи продают. Там можно нерабочий аппарат купить или даже рабочий. Кстати, сейчас можно приобрести современные модели диапроекторов. Стоят они от 2500 до 6000 кажется. Посмотрите на www.diafilms.ru/index.php?id=2&type=0&pg=1 у них всегда в наличии они есть.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.